Муниципальный контроль

Доклад о виде государственного контроля (надзора), муниципального жилищного  контроля за 2023 год

Доклад о виде государственного контроля (надзора), муниципального земельного контроля за 2023 год

Доклад о виде государственного контроля (надзора), муниципального контроля в сфере благоустройства за 2023 год

Доклад о виде государственного  контроля (надзора), муниципального контроля на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве за 2023 год

Обзор 248-ФЗ от 31.07.2020

Комментарии к Федеральному закону от 31.07.2020№ 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» и Федеральному закону от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в РФ» («регуляторная гильотина»)

С 1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020№ 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ», а с 1 ноября 2020 Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в РФ» («регуляторная гильотина»).

Законы приняты в рамках масштабной реформы контрольно-надзорной деятельности в стране.

В связи с этим устанавливаются новые правила осуществления контроля, в том числе правила осуществления муниципального контроля.

Кроме этого, новым Федеральным законом «Об обязательных требованиях в РФ» устанавливаются правила установления на муниципальном уровне обязательных требований и требования к ним.

 1 ноября 2020 года вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»1 (далее — Федеральный закон об обязательных требованиях). Цель данного законодательного акта – дать легальное определение часто используемому в законодательстве понятию «обязательные требования», отграничить их от иных норм права и установить правила установления таких требований. Кроме этого, новый закон содержит правила реализации так называемой «регуляторной гильотины».

 Органы местного самоуправления также осуществляют правовое регулирование, которое напрямую влияет на предпринимательскую и хозяйственную деятельность. В частности, утверждают правила благоустройства территории, правила землепользования и застройки и другие муниципальные правовые акты.

Таким образом,  новый Федеральный закон об обязательных требованиях распространяет свое действие на обязательные требования, устанавливаемые муниципальными правовыми актами и предъявляет к ним дополнительные требования в виде принципов, которые должны быть учтены органами местного самоуправления при их утверждении.

С 1 июля 2021 года вступает в силу новый Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», которым существенно изменяется вся система контрольно-надзорной деятельности в стране. Значительные изменения касаются и осуществления органами местного самоуправления муниципального контроля.

В соответствии с поручениями Президента РФ реформа контрольно-надзорной деятельности отнесена к одному из приоритетных направлений стратегического развития страны. Работа ведется по трем важнейшим направлениям: реализация «регуляторной гильотины», которая призвана актуализировать обязательные требования, создание нового механизма контрольно-надзорной деятельности и обновление законодательства об административных правонарушениях.

Одним из основных показателей эффективности государственного и муниципального контроля должно стать не количество проведенных контрольных мероприятий, а снижение ущерба от нарушения охраняемых законом ценностей и снижение барьеров для развития бизнеса.

Необходимо перейти от существующей «палочной» системы контроля к «умному контролю», основанному на внедрении профилактики, риск-ориентированного подхода, элементов дистанционного мониторинга и цифровизации в работе контрольных (надзорных) органов.

Главным инструментом контрольного (надзорного) органа, по смыслу нового Закона, является контрольно-надзорное мероприятие, которое представляет собой комплекс взаимосвязанных действий, включающих контрольно-надзорные действия, предусмотренные законом, совершаемые контрольным (надзорным) органом в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований. Таких мероприятий проектом предусмотрено девять: 7 мероприятий со взаимодействием с контролируемыми лицами (контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка) и 2 мероприятия без взаимодействия (наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование).

В связи с этим,  подготовлен краткий обзор: «Новые правила осуществления муниципального контроля в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ», который будет размещён на официальном сайте муниципального образования «Малиновское сельское поселение» в подразделе «Контрольно- надзорная деятельность»

Перечень существенных норм, которые должны (могут) содержаться в положении о виде муниципального контроля[1]

(в рамках нового Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»)

Содержание Положения о виде муниципального контроля

Структурная единица Федерального закона № 248-ФЗ

1

Положением о виде контроля определяются:

1) контрольные (надзорные) органы, уполномоченные на осуществление вида контроля;

2) критерии отнесения объектов контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) в рамках осуществления вида контроля;[2]

3) перечень профилактических мероприятий в рамках осуществления вида контроля;[3]

4) виды контрольных (надзорных) мероприятий, проведение которых возможно в рамках осуществления вида контроля, и перечень допустимых контрольных (надзорных) действий в составе каждого контрольного (надзорного) мероприятия;

5) виды и периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий для каждой категории риска, за исключением категории низкого риска [4]

 

Ч.5 ст. 3

2

О порядке учета объектов муниципального контроля.

 

Ч. 2 ст. 16

3

Положением о виде муниципального контроля может быть установлено, что система оценки и управления рисками при осуществлении соответствующего вида муниципального контроля не применяется, если иное не установлено федеральным законом о виде контроля, общими требованиями к организации и осуществлению данного вида муниципального контроля, утвержденными Правительством Российской Федерации. В этом случае плановые контрольные (надзорные) мероприятия и внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся с учетом особенностей, установленных статьями 61 и 66 настоящего Федерального закона.

Ч. 7 ст. 22

4

Положением о виде контроля должно быть предусмотрено не менее трех категорий риска, в том числе в обязательном порядке категория низкого риска.[5]

Ч. 2 ст. 23

5

Виды и содержание внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий определяются положением о виде контроля в зависимости от основания проведения контрольного (надзорного) мероприятия.

Ч. 7 ст. 25

6

Положением о виде контроля может быть установлен запрет на проведение контрольного (надзорного) мероприятия в отношении объектов контроля инспекторами, которые проводили профилактические мероприятия в отношении указанных объектов контроля.

Ч. 3 ст. 27

7

Дополнительные права инспектора, не предусмотренные Федеральным законом № 248-ФЗ

П. 8 ч. 2 ст. 29

8

Положением о виде муниципального контроля может быть установлено, что досудебный порядок подачи жалоб при осуществлении соответствующего вида муниципального контроля не применяется, если иное не установлено федеральным законом о виде контроля, общими требованиями к организации и осуществлению данного вида муниципального контроля, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Ч. 4 ст. 39

9

Положением о виде муниципального контроля может быть установлено, что досудебный порядок подачи жалоб при осуществлении соответствующего вида муниципального контроля не применяется, если иное не установлено федеральным законом о виде контроля, общими требованиями к организации и осуществлению данного вида муниципального контроля, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Ч.1  ст. 40

10

Порядок рассмотрения жалобы определяется положением о виде контроля.[6]

Ч. 2 ст. 40

11

Положением о виде контроля может быть предусмотрено создание в контрольном (надзорном) органе из числа его должностных лиц коллегиального органа (коллегиальных органов) для рассмотрения жалоб.

Ч. 3 ст. 40

12

Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным на рассмотрение жалобы органом в срок, установленный положением о виде контроля, но не более двадцати рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях, установленных положением о виде контроля, указанный срок может быть продлен уполномоченным на рассмотрение жалобы органом, но не более чем на двадцать рабочих дней.

Ч. 2 ст. 43

13

Виды профилактических мероприятий, которые проводятся при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, определяются положением о виде контроля с учетом того, что при осуществлении государственного контроля (надзора) является обязательным проведение профилактических мероприятий, указанных в пунктах 1, 2, 4, 5 и 7 части 1 настоящей статьи, при осуществлении муниципального контроля - проведение профилактических мероприятий, предусмотренных пунктами 1 и 5 части 1 настоящей статьи, если иное не установлено федеральным законом о виде контроля, общими требованиями к организации и осуществлению вида муниципального контроля, утвержденными Правительством Российской Федерации[7].

Ч. 2 ст. 45

14

Порядок консультирования, перечень вопросов, по которым осуществляется консультирование, в том числе перечень вопросов, по которым осуществляется письменное консультирование, определяются положением о виде контроля.

По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется, за исключением случаев, установленных положением о виде контроля. Контролируемое лицо вправе направить запрос о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ   "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В случаях, предусмотренных положением о виде контроля, консультирование по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляется посредством размещения на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа.[8]

Ч. 3, 4, 9 ст. 50

15

Положением о виде контроля или федеральным законом о виде контроля может быть установлено, что вид контроля осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.

Ч. 2 ст. 61

16

Иные сведения, если это предусмотрено положением о виде контроля, к решению о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

Ч. 1 ст. 64

17

В случаях, установленных положением о виде контроля, для фиксации инспектором и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств. Порядок фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств устанавливается положением о виде контроля.

Ч. 6 ст. 65

18

Экспертиза продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг по результатам мониторинговой закупки осуществляется в порядке, установленном положением о виде контроля.

Ч. 9 ст. 68

19

Положением о виде контроля могут устанавливаться ограничения проведения выездных проверок в отношении объектов контроля, отнесенных к определенным категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Ч. 4 ст. 73

20

Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является пункт 6 части 1 статьи 57 настоящего Федерального закона, и которая для микропредприятия не может продолжаться более сорока часов. Срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту. Сроки проведения выездных проверок в пределах сроков, установленных настоящей статьей, устанавливаются положением о виде контроля.

Ч. 7 ст. 73

21

В случае поступления в контрольный (надзорный) орган возражений, указанных в части 1 настоящей статьи, контрольный (надзорный) орган назначает консультации с контролируемым лицом по вопросу рассмотрения поступивших возражений, которые проводятся не позднее чем в течение пяти рабочих дней со дня поступления возражений. Формы проведения консультаций по вопросу рассмотрения поступивших возражений определяются положением о виде контроля. В ходе таких консультаций контролируемое лицо вправе давать пояснения, представлять дополнительные документы или их заверенные копии, в том числе представлять информацию о предпочтительных сроках устранения выявленных нарушений обязательных требований.

Ч. 2 ст. 89

22

Положением о виде контроля могут устанавливаться требования к форме и содержанию предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

Ч. 4 ст. 90

23

Мониторинг основан на добровольном участии контролируемых лиц и осуществляется в случаях, установленных положением о виде контроля, по заявлению контролируемого лица на условиях соглашения между контролируемым лицом и контрольным (надзорным) органом.

Требования, которым должно соответствовать контролируемое лицо для осуществления мониторинга, устанавливаются положением о виде контроля.

Порядок организации и осуществления мониторинга устанавливается положением о виде контроля, соглашением между контрольным (надзорным) органом и контролируемым лицом.

Ч. 2, 3, 4, 10 ст. 96

24

До 31 декабря 2023 года положением о виде муниципального контроля могут предусматриваться подготовка органами муниципального контроля в ходе осуществления муниципального контроля документов, информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами органов муниципального контроля действиях и принимаемых решениях, обмен документами и сведениями с контролируемыми лицами на бумажном носителе.

Ч. 10 ст. 98

[2] В МО управление рисками может не применяться (ч. 7 ст. 22)

[3] Обратите внимание – установлены обязательные к осуществлению виды профилактических мероприятий (ч. 2 ст. 45)

[4] Если управление рисками в МО не применяется, то плановые КНМ не проводятся (ч. 2 ст. 61)

[5] В МО управление рисками может не применяться (ч. 7 ст. 22)

[6] Если не принято решение об отказе от применения системы досудебного обжалования в МО (ч. 1 ст. 40).

[7] Данные требования в настоящее время не установлены.

[8] Консультирование является обязательным видом профилактического мероприятия (ч. 2 ст. 45)

Постановление № 17 от 13.03.2017 "Об утверждении Перечня видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление на территории муниципального образования "Малиновское сельское поселение"

Решение № 198 от 07.03.2017 "О порядке ведения перечня видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, на территории муниципального образования "Малиновское сельское поселение"

Постановление № 46 от 28.07.2017 "Об утверждении проверочных листов

Программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства в сфере муниципального контроля, осуществляемого администрацией Малиновского сельского поселения на 2019 год и плановый период 2020-2021 гг.

Информация о реализации мероприятий по профилактике нарушений за 8 месяцев 2019 года.

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!